пятница, 8 февраля 2013 г.

Первый рейс для не-моряка

Что такое первый рейс на контейнеровозе для офисного работника?

Во-первых, это, конечно же, документы. Куда без них в рейс то. Документов понадобится сделать много. Загранпаспорт, сертификаты медицинские и по выживанию, прививка от желтой лихорадки и сертификат о ней, послужная книжка моряка, паспорт моряка, учебное свидетельство о прохождении курсов матроса/моториста, рабочее свидетельство матроса/моториста и подтверждение к нему. Итого около двух тысяч гривен.

Во-вторых, это эмоции, абсолютно разные, от всего, что приходится делать, видеть, ощущать. Для меня первый рейс совпал с первым полетом в самолете, а также первым ступлением ногой за рубежом. Первое ощущение от полета в самолете - нецензурное и незабываемое, второй раз его не ощутить.
Первый рейс - это забытые на полгода такие слова, как магазин, дети, женщины, животные, улица, машины, асфальт, шоколад, интернет, родные, близкие, выходной. Хотя с последним иногда везет - если в воскресенье нет порта, то все отдыхают. Но если есть - то выходной не переносится на ближайший свободный день, не повезло - значит не повезло.
Это много-много риса каждый день, если на судне есть филиппинцы. Хорошо, если повар не филиппинец и тогда готовит для остальных альтернативную еду.
Первый рейс - это почувствовать, что такое встречать Новый год без пиротехники, подарков, холодца, Иронии судьбы и гостей. Или отмечать день рождения - в лучшем случае без подарков, в худшем - и без поздравлений, да еще и на вахте в минусовую температуру.
Это каждый день на иностранном языке, если повезет - в экипаже будут русскоговорящие или стивидоры в порту.
Первый рейс - он самый сложный. Если раньше я был вдали от дома не более 3 недель, когда учился в вузе, то теперь срок гораздо больше и уровень комфорта гораздо хуже. Поэтому первый рейс - это ежедневные мысли о доме, об оставшемся времени до возвращения, это разнообразные способы убедить себя, что времени осталось немного, хотя его еще в достатке. Главное - не давать себе ни минуты на то, чтобы себя жалеть или вспоминать, как дома было хорошо. И в этом ноутбук - лучший друг. Он и книга, и игровая приставка, и телевизор, и плейреи дневник для записей.
Это ненормированный сон и время приема пищи - спишь, когда есть возможность и столько, сколько эта возможность позволяет. Ее ограничивают порты, уезжающие и приезжающие лоцманы. Аналогично и ешь, в т.ч. не только после 18:00, но и в полночь и после полночи. 
Это звонок телефона о приходе/выходе в порт/из порта (Standby!!!), который начинается снится уже в первую неделю рейса и ты просыпаясь не понимаешь, то ли звонок приснился, то ли действительно звенел.
Это выстоять 6 часов на морозе или столько же времени таскать 15-20 киллограммовые железяки, кому как повезет. Самое неприятное в работе на контейнеровозах - это раскреплять контейнеры, это нужно делать быстро и много. Мне везло это делать ночью, более двух сотен контейнеров - руки потом отваливаются, но впереди еще вся вахта. Самое приятное - это погрузка/разгрузка трюма. Здесь в целом отдыхаешь, работают только глаза, посматривающие на часы, на которых плавно уходит время вахты. Ну и воскресенье, если, конечно, этот день проходит не в порту.
Это отличное место и время для того, чтобы просвещаться. Берите с собой исторические книги, старые советские и документальные фильмы. Рано или поздно за неимением ничего другого вы их начнете читать и смотреть. Может быть дома вы бы и не стали этого делать, а здесь не будет выбора. А так и время будет чем занять и в кои то веки узнать что-то новое.
Это ежедневно по нескольку раз одолевать многоэтажку - моя каюта была, переводя на наш язык, на 4 этаже, но приходилось и на мостик подниматься - это уже 7-й этаж.
Это разноцветные синяки по телу, а если вы ростом выше 180 см, то регулярные удары каской обо все, что можно. Моя каска от фирмы "Климакс" приняла за весь рейс около сотни ударов и пару падающих предметов. Через месяц-полтора привыкаешь ко всем острым углам, выступам и синяков становится меньше. Т.е. если ударяешься, то уже конкретно, но редко.
Это полное непонимание всего, что происходит в первый месяц - ни того, что тебе говорят на англо-филиппинском, ни того, что делается вокруг. Проходит постепенно со временем. Разве что с филиппинцами и в дальнейшем легче общаться преимущественно короткими фразами, тогда все друг друга понимают.
Наконец, это чувство зависти к судоводителям, которые работают в тепле и живут в комфорте, с вахтами поменьше, а зарплатами побольше.
И во всей этой атмосфере без опыта нужно умудриться доказать, что ты готов работать на более высокой должности.
Очевиден факт - не попробовав, не поймешь, твое это или не твое. Мне месяца не хватило, чтобы понять.

2 комментария: